Речь пойдет о тех рисунках, которые вы иногда создаете во время телефонного разговора или на скучном совещании. Их и стоит анализировать внимательнее всего, потому что в тот момент, когда они появляются, нами владеет подсознание.
Прежде чем вдаваться в детальный анализ содержания рисунка, нужно понять когда и в каких условиях сделан рисунок, что при этом происходило. Одно дело, когда изображение «рождалось» в непринужденной обстановке и совсем другое, если при этом приходилось выслушивать, к примеру, наставления со стороны начальника. Также стоит учесть хотели ли вы изобразить что-то конкретное изначально или просто то, что диктовало подсознание.
Как читать свой рисунок:
1. Оценка рисунка в целом:
2. Расположение рисунка:
ЦЕНТР
При размещении рисунка в центральной части листа можно судить о желании и определенном умении найти равновесие между своими эгоистическими потребностями и желаниями других, умении находить компромиссы, отстаивать свои интересы. Кроме того, такое расположение рисунка является свидетельством субъективного ощущения безопасности. Если рисунок, расположенный в центре, занимает практически весь лист бумаги, то это свидетельствует о выраженном эгоцентризме, возможно, агрессивности и завышенной самооценке.
ВВЕРХУ
Такое размещение изображения свидетельствует о желании доминировать, соответствовать высокому социальному стандарту. По мнению вышеуказанных ученых, так расположенные рисунки, связанные по тематике с изображением людей, нередко свидетельствуют о склонности к уходу от реальности, наличии защитных механизмов по типу фантазирования.
СЛЕВА
С левой стороны размещают рисунки те, кто все хорошее в жизни связывает с прошлым. У таких людей доминирует эмоциональная сфера. В большинстве это мечтательные интроверты, склонные к бездеятельности.
СПРАВА
Рисунки в правой части листа по большей части принадлежат тем, у кого преобладает выражение интеллектуальной сферы, устремления направлены в будущее. Такие люди деятельны, активны.
3. Анализ отдельных частей изображения:
Если рисунок состоит из множественных деталей, то это говорит об энергии автора, активности, инициативности.
ЛИНИИ РИСУНКА
Уверенные, яркие и легкие линии свидетельствуют об уверенности в своих силах вплоть до самоуверенности. Неровные, неясные линии свидетельствуют о боязливости и робости, особо четко подчеркнутые и выделенные — признак повышенного самоконтроля, стремление скрывать от окружающих свои проблемы и переживания. Затемнение, «запачкивание» — выражает повышенный уровень страха и тревоги. Четкие, обрамляющие изображение линии, нарисованные как будто одним движением, — показатель самоизоляции от социума, или субъективного восприятия своего состояния как изолированного. Неоконченные линии, словно автору не хватило сил их дорисовать — говорит о предельной экономии сил, стремлении сберечь остаток психической энергии.
СИЛА НАЖИМА
Как в почерке, так и в рисунке сильный нажим присущ людям эмоционально активным, подвижным, отличающимся яркой жестикуляцией и артикуляцией. Те, кто рисует со слабым нажимом, пребывают в эмоционально сниженном настроении, не любят выступать перед аудиторией, «бледны» в эмоциональных проявлениях
Отдельная тема — цвет рисунка. Расскажу о ней в следующих статьях.
А сейчас задание:
- Возьмите имеющиеся рисунки, а можно, взять чистый лист и сотворить что-то, особо не задумываясь о результате.
- Посмотрите на них отстранено, какое впечатление они производят?
- В какой части расположен рисунок? Чем вы озабочены: настоящим, прошлым или будущим?
- Какие линии вы рисуете и как нажимаете?